Брестский мир

современная белорусская поэзия, стихи, белорусская литература XXI века, русский язык, белорусская литература на русском, русская литература зарубежья

***
Преисполненный собственной малости,
совершая подъем-поворот,
человек сам с собой обнимается,
чистит зубы и в душе поет
о любви, о печалях и напастях –
немудреный кондовый шансон, –
с новостями по радио трапезу
делит надвое: «щас и потом»,
будто зрит из вечернего издали
возвращенье и в толк не возьмет,
с какой стати выходит он из дому,
а в обед еще пьет и компот…
Ему мнится: по-чаплински солнышко
вслед за ним семенит, семенит…
На плечо опускается перышко
голубиное, вроде, на вид…

Преисполненный собственной малости,
он живет и не ждет чьей-то милости.


***
На улице Гоголя консульство Франции.
И площадь Свободы за ним.
Под вечер пейзаж этот сумрачный, глянцевый,
из кухни глядится чужим.

Но так на ветру триколор развевается
в оконном проеме с утра,
что видишь – как будто бы в рост поднимается
«Свобода» Делакруа.

***
Как хорошо в проверенном быту
сходить с ума надежно, прочно.
Еще по эту сторону – по ту
дышать бессмертием заочно.

Остановившись стрелки на часах
указывают точный адрес.
И голым королем под вечный шах
танцуешь в мимолетном кадре.

***
Нет, никуда мы не пойдем.
Серо, промозгло за окном.
Такая, друг, палитра.
Природе хорошо без нас.
Ей дела нет до наших глаз.
Зато у нас – пол-литра.

Зажжем свечу, устроим пир.
Нальем. Подпишем брестский мир.
Дадим друг другу право
на тысячу ближайших лет
плевать на городской совет,
на нормы и уставы.

Здесь будет суд с самим собой.
Прилавок с хлебом и водой.
Там – ларам и кумирам
отдельный угол отведем.
Таков наш будет город-дом,
где ни войны, ни мира.

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Ученик, подмастерье,
идиот и игрок
бьет будильник об стену,
просыпает урок
мира, длит оборону
одеялами сна,
чтоб какой-нибудь броне-
поезд из пункта А
по условью задачи
никуда не пришел.
Пусть на чеховских дачах
льется пошлость на стол
вместе с мутной заваркой
бренности бытия.
Лучше нету подарка
первого сентября.

Ученик, подмастерье,
идиот и игрок, –
все-то вышло по вере,
ты забил на урок,
не вернулся с каникул
до сих пор, до сих пор.
Чиркни спичкой – возникнут
«Прима» иль «Беломор».
Вот твое преступленье –
речка, берег, роса.
Дым, внеклассное чтенье
увлажняют глаза.
И такая прохлада
веет с мутной реки…
Не будите, не надо,
никакие звонки.

***
Все меньше хочется дня и все больше ночи.
Ничто не пугает так, как солнечный свет,
если с утра его не разбавить скотчем.
Нет ничего страшнее, чем человек

напротив иль на заре человек с собакой.
Двойной оскал дружелюбия невыносим,
если в кармане не булькает фляга с граппой.
Нет ничего благородней, чем быть косым

в сумасшедшем автобусе, залитом солнечным светом.
Без водилы, но с контролером при каждой двери.
Сам отхлебни и ему протяни бутылку абсента.
Выйди в открытый космос и на одной из звезд закури.

НОВОГОДНЕЕ

На углу Маяковского с Комсомольской
существо по дорожке ступает скользкой,
возвращаясь к себе домой
весь в рубцах новогодних гирлянд и бликов,
с нервным тиком от взрывов и – эхом – всхлипов.
Новый год или мир иной
отражается в режущей глаз витрине?
Дед Мороз в санях иль Харон на льдине –
руки с посохом иль с веслом
старикан воздевает в рулонах ваты.
И из окон о главном поют солдаты.
Да уже не понять, о чем…

***
Светит неоновый плюс на вокзальном табло –
пропущена цифра – по Цельсию.
Неизмеримо, видать, мировое тепло.
Зато как прекрасны последствия!

Первым снежком небеса одарили в час пик.
Радостно как – и школярам, и трудящимся!
Бомжик, свернувшись калачиком, радостно спит,
снабжен тепловым передатчиком.

Чудно все это! Чудес не измерить, не счесть!
Даже и тут – на брестском вокзале,
где ты норовишь к своим тридцать шесть, вроде, шесть
сорок еще тепла и печали…


***
Тебе дело до метеосводок?
Будет день – будут ветер и дождь.
Так кружись в тридцать три оборота,
может, так до чего и дойдешь
с Амадеем под ручку, вприпрыжку,
и с Антонио смену времен
переждешь, прочитаешь все книжки,
чтоб с Платона спросил Сименон.
Выводи, будто в прописях, буквы.
Как отец жить учил – в чистовик.
Он втолковывал: «Жизнь – это фуга!»
Слышу я до сих пор его крик.
Так что мне о погоде не надо –
в зной меня колошматит озноб.
И пронзает весь день снегопада
барабанная дробь.

***
Обрывком девичьего разговора:
«…он восстанавливает микрофлору»
я был, казалось, воодушевлен.
В морозный воздух выкрикнул я: «Боже!
Смотри! Вот я – перед Тобой! Я тоже,
когда бы не был жалок и смешон,
восстановил бы флору поцелуем,
баланс сил в мире встречным ветродуем,
дык, к черту, хоть монархию с шутом –
в моей заглавной роли! Но поныне
мой глас – всего лишь шепоток в пустыне
морозным полднем в шуме городском».

ОТРЫВОК

Подумаешь: все ведь иначе
сложиться могло б…
Экзамены и пересдачи
я б выдержал, чтоб
отцу угодить и теперь бы
учительствовал,
занудно о свойствах гипербол
писал бы в журнал,
о чем-нибудь там безударном…
Мой лишний герой
с огромным запасом словарным
тер терки с собой…
В очках и жилетке филолог
ходил бы домой
проходами меж книжных полок
отцовской тропой…

***
Уж полно витийствовать!
Душа холодна.
Сухое игристое –
с утра и до дна…

Лучи все неистовей!
Полегче бы, что ль?
Сухое игристое
жар снимет и боль.

На масле подсолнечном
горят мои дни.
Проветриться б косточкам
в прохладной тени.

В леса бы тенистые!
Да мысль лишь одна:
с сухим ли игристым
там встретят меня?

***
Так и так хожу ощупью –
в полдень, в полночь ли…
Сверху слышится: «Проще будь!
Проси помощи!»

«Дрожь в суставах,– ответствую. –
Забыл отчество.
Молоко и мед с детства мне
пить не хочется!

Жив и сыт – только мыслию,
речью устною.
Молоко Твое – кислое,
мед – искусственный!»

***
Громыхнет под утро грузовик.
Встанет из постели человек.
Будет у него несчастный вид.
Он с тоской посмотрит на рассвет.
Выпьет кофе. Скучно задымит.
За окном картинка просто так.
А когда будильник прозвенит,
он наденет на себя пиджак.
Человек пойдет куда-нибудь.
Также сигаретою дымя.
Надобно идти, чтоб не заснуть.
Или чтобы не сойти с ума.
Он идет. Печальный льется свет.
Красный светофор ему горит.
Если в жизни вышел человек,
будет у него несчастный вид.

ЯНВАРЬ 2018-го

Дни бутылочного цвета
с узким горлышком ночей.
Выпить, что ли? Нет ответа.
Тишина да хруст костей.

Темнота. Экран нетбука
освещает часть стены.
Страшно, друг мой, в царстве духа,
темноты и тишины…

Не дай бог, до самой сути
досидеться! Что – потом?
Разлетится столбик ртути?
Иль прямехонько в дурдом?

Корчит рожи Кант с обложки.
Шпенглер смотрит на закат.
Расставляю понарошку
словеса в нестройный ряд.

Кроме жизни понарошку
ничего другого нет.
Вот муляж куриной  ножки –
блюдо как бы на обед.

Темнота. И в ней ни звука.
Гладких смыслов голыши.
Страшно, друг мой, в царстве духа!
Муляжи и миражи.

***
Гвоздика, корица, имбирь –
приправы крепчайшего чая.
Все то, что, казалось, забыл
в сем омуте вдруг различаю.
Бессонницы мелкая дрожь
уже до утра не отпустит.
Сидишь в темноте и грызешь
кубики боли вприкуску.
И водишь, и водишь пером,
как ложечкой в омуте чайном.
И то, что прочтется потом,
выходит не слишком случайным.

Спадабаўся матэрыял? Прапануем пачытаць:

Детское чувство снега в ботинке.
Слово – тёмная древняя стена.

И, источая горький зной,
Поблекли в обмороке пряном
И голубика пыльных гор,
И ртутный студень океана.

один из множества
маленьких литературных гоминидов
на печатной машинке
случайно выдаёт последовательность
words, words, words.

Чуть выше рот, набитый бранью.
(Чтоб жизнь свиную да баранью
на место ставить кое-как).
Он Богом нехотя сработан.
Он пьёт не строго по субботам.
Притом не смыслит в коньяках.