Человек с чертами рептилии

современная украинская поэзия, стихи, украинская литература XXI века, русский язык, украинская литература на русском

* * *

Ложкин подавился.
Упал на пол.
Забился в конвульсиях.
Издох.

— Наконец-то, — сказала жена Ложкина Таисия
И убрала со стола рыбный пирог.

Патологоанатом извлёк из горла Ложкина рыбью кость.
Он был в доме покойного частый гость.
Он приходил тогда, когда Ложкин уходил на дежурство ночное.
Он любил ставить Таисию раком, он позволял себе с ней многое другое.

Остывая, Ложкин узнал, что не было конца этим подлым изменам.
Но он уже не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни каким-либо иным членом.
Неподвижно в гробу лежало его тело.
От него сильно смердело.

Этим духом тяжёлым были мысли Ложкина о мести.
Он решил вселиться в тушу своего тестя.
И довести до самоубийства патологоанатома и свою супругу.
Ложкин почувствовал как крупная муха
Села на его лицо
И отложила в его труп яйцо.

* * *

Пальцем по этим строчкам водил
И неожиданно понял,
Что Толя — это человек-крокодил,
И звать его Гена уже, а не Толя.

Вскользь оглядел его взглядом крысьим.
И оценил улыбкой пьяной.
У Гены идея и тайная жизнь,
Которая никогда не станет явной.

Гена идёт по своей дорожке
И зарабатывает на еду
Тем, что играет он на гармошке
У прохожих на виду.

Мало ли, как дальше ляжет карта.
Может, упрётся Гена в тупик
И останется там персонажем стрит-арта
Паши183.

Но пока он идёт по своим делам.
Исповедуя свой крокодилий стиль.
Понимая, что время крошится в хлам,
Который люди сдают в утиль.

* * *

Если ты одержим социальной доктриной среднего класса,
Вплоть до того, что тебя за глаза называют — псих,
То заведи себе магазин «Колбасы»
И стань хозяином добрым и мудрым для них.

С этой минуты ты для колбас учитель и вождь.
С речью к ним обратись максимально напористо.
Общаясь с колбасами, ты, наконец, поймёшь
Суть социальной формулы мироустройства.

Прежде всего, сообщи им, что они очертаний фаллических.
Осеменили Вселенную,
и нет в Универсуме места, где б не было жирных колбасных следов.
Миром тебе все поклонятся — от сосисок студенческих,
До самых элитных, сырокопчёных сортов.

Только теперь, гордое племя колбас в твоей власти.
Воля святая народа свершается принудительно.
Можешь их посылать в свою или чужие пасти,
Шкуру живьем снимая с них предварительно.

Грязные цели преследуй, пусть даже они приведут тебя в ад.
Только запомни, что даже у ливерной в сердце горит сокровенная тайна.
Есть колбаса «Царская», есть «Императорский» сервелат,
Но нет колбасы, и не будет, с именем — «Либеральная».

Рюмкой хрустальной звякнешь о чей-то гранёный стакан.
Долькой копчёной закусишь и вспомнишь не к месту.
В каждой из этих палок живёт безумный тиран,
Который втайне мечтает занять твоё законное место.

* * *

Геннадию Каневскому

Когда ты поймёшь, что всё это пена,
Всё, что ты за жизнь натворил,
Тогда позови на помощь Гену,
Того, который крокодил.

При общении с ним будь осторожным.
Ему до краёв лей, себе неполную.
У Гены всегда при себе гармошка
И варианты выхода из коллапса духовного.

Когда запоёт он — гони сомнения.
Сомнения всегда ведут к неудаче.
Помни, что Гена — не привидение.
Не вариант белой горячки.

Так люди рисуют окна на стенах,
Чтобы не биться о них головой.
А если увидят они тебя с Геной,
Притворись, что беседуешь сам с собой.

* * *

За суетой человека не видно.
Когда гармония абсурдом отмечена,
Невероятное становится очевидным,
И люди превращаются в человечков.

Подбадривая друг друга анекдотами сальными,
По кругу арены они затеяли бег.
Вот Пупсиков шепчет на ухо начальнику
То, что услышал от своих коллег.

Или вот эта — девушка в белом
Белье, расширяющем воображения грани.
Она распоряжается своим телом
Так, как захочет большинство в инстаграме.

Её можно обсуждать в парадигме стёба,
Интерпретируя образ по-разному:
К примеру, как страдающую от недоёба
И сочиняющую об этом иронические рассказы.

Это не реальность, а галлюцинация
Коллективная, как новогодний запой.
Они все разместились в голове Пампасова —
Профессора, выдуманного мной.

Профессор мне их объясняет природу.
Они для него — материал обезличенный.
И только бармен с фамилией Молотов
Мешал нам коктейли с улыбкой циничной.

* * *

Если тебя слепили из глины
В сырых тупиках пражского гетто,
То ты обречен копать могилы,
Оргазм испытывая при этом.

Твой напарник, выходец с улицы —
Коктейль из молока и крови.
Копая могилы, он тренируется,
Поддерживая физическое здоровье.

Его философские переживания
Суть созерцание мертвецов.
Ты задушишь его своими руками,
Улыбаясь странно ему в лицо.

Даже свернув, ты идёшь всегда прямо,
До выполнения конкретной задачи.
Сделав работу, мочишься в яму,
Воя в небо, которое плачет.

В мыслях своих — как в бездонной трясине.
В собственном теле темно и тесно.
В свой день рождения ты бухаешь в могиле,
Разговаривая с вырытой тобою бездной.

Чавкая башмаками в говне,
Мечешься в этих квадратных метрах.
Бездна расспрашивает о тебе.
Ты молчишь, не зная ответов.

Кто-то далёкий голосом зыбким
Позовёт туда, где светло и не пусто.
Ты улыбнёшься бесстрастной улыбкой
Выброшенного на помойку пупса.

* * *

Тупики железобетонных окраин.
Пространство плохо выдуманного города.
Здесь человек рождается и умирает,
Или становится рептилоидом.

Человек не меняется при этом внешне.
Просто исключает себя из массы.
В нашей девятиэтажной ночлежке
Живёт такой, непохожий на нас.

У Гены бюджет — брошенный грош
В старую жестяную кружку.
В его день рожденья всегда идёт дождь
И бегут пешеходы по лужам.

Гена нащупал социальное дно,
Но не опустился в эти мрачные топи.
Он на гармошке играет в метро
Мелодии из трёхгрошовой оперы.

От акватории Ганга до акватории Нила
Душа развернулась, но в пределе ей тесно.
О трансформации человека в гребнистого крокодила
Все Генины тексты.

На Гену почти не обращают внимания,
Бегут неуклюже мимо.
Разве что кто-то пошарит в кармане
И монету под ноги скинет.

Но если прохожий захочет послушать
Эти куплеты полные страсти,
То песня схватит его за душу
И порвёт его душу на части.

Глубокая метафизика — подземный переход
От станции к станции, от вопроса к вопросу,
Где, глядя на жертву, Гена льет
Свои лицемерные крокодильи слёзы.

Историю пишут побеждённые в морге.
Эта доктрина весьма сомнительна.
Он говорит скороговоркой,
Не отвлекаясь на действительность.

Он замолкает и смотрит на улицу.
Там мячиком брошенным играет ветер.
Он детский сад по ночам караулит,
В который утром вернутся дети.

На стене игровой детская тайнопись.
Образ мамы в забытой тетрадке.
Псом цепным от крайности к крайности
Мечется он в своей догадке.

Так констатация мысли в тисках
Делает мысль стандартной деталью.
«Человек — это выбор добра или зла.
Колебания делают человека из твари.

Вот лабиринты непроходимые,
По которым бегает детвора.
Зло здесь — условие, необходимое,
Чтобы увидеть образ добра».

Он зашёлся в сухом прокуренном кашле.
Я отвернулся, чтобы не смотреть.
На стене под руки медведь и Маша
В аффектации плясали страшный танец смерти.

* * *

Три дня слились в единое месиво.
Три дня как Микробов покинул квартиру.
И вот на улице он исполняет песни
И танцы разных народов мира.

С ним рядом Бабене, его приятель,
Бойко играющий на гармошке.
Когда-то на спор он ел говно на Крещатике —
Двадцать долларов чайная ложка.

В этом году четвёртого мая
С осью небесной столкнётся планета.
Микробов с Бабене широко отмечают
Очередную дату конца света.

Они преследуют единую цель —
Пасть на дно с библейским грохотом.
Микробов мочится на свою тень,
Оглашая окрестность демоническим хохотом.

— Падая, стоит ли торопиться? — 
Говорит Бабене, алкоголь разливая, —
Нужно заранее адаптироваться
К провалу в бездну из земного рая.

Глядя на них бабушка крестится.
Дети молча стоят в стороне.
С рёвом гармошки сливается песня —
«Группа крови на рукаве».

* * *

Жена выгнала сегодня Бухаева
Из квартиры фактически.
За то, что он устраивал
В квартире сеансы спиритические.

Она по-своему любила своего мужа
И ссорилась с ним редко,
Но её привели в ужас
Разговоры Бухаева с духами предков.

Сначала у неё не было никаких притязаний
К этому факту.
Но Бухаев начал пересказывать ей умерших послания
Во время половых актов.

Жена о возмездии предупреждала
Бухаева, но тот продолжал неистовствовать.
Тогда она вещички его собрала
И за двери выставила.

Вот и всё почти стихотворение,
Если можно эту историю назвать стихами.
На окне стоит растение.
За окном стоит Бухаев.

* * *

Моим друзьям Олегу Коцареву и Сергею Прилуцкому, активным участникам самого жуткого литературного процесса посвящаю этот текст.

Если долго вглядываться бездну,
То бездна посмотрит в упор на тебя.
Этот афоризм известный
Можно трансформировать в схему моего бытия.

Вот люди, которые давно утонули в пиве.
Они не затевают бесполезные споры.
Они сидят в кафе на улице Рейтарской в Киеве,
Рядом с Софийским собором.

Они разливают с видимым напряжением
Водку и пьют её до нокаута.
Напротив них, как в зеркале отражение, —
Те, кого принято называть литературным андеграундом.

Этот союз — их безумный мир,
Разлился по столикам в пивную лужу.
А если зайдёшь ты в местный сортир,
То поймёшь, что сортир — отражает их общую душу.

Граффити расписанная кирпичная стена.
И нет названия у этого топонима.
Только дерьмо. Я предложил из дерьма
Слепить Голема.

Пусть он гуляет по улицам города
Где захочет, как по белу свету,
И смотрит на всех с презрением гордым,
Защищая город от кровавого навета.

Через кошмар полуразрушенных зданий
Забредёт он сюда как ответ на вопрос.
А за столиком липким поэт и прозаик
Громко выясняют, кто из них хуесос.

* * *

Сегодня с утра как будто всё в тине.
Прохожие месят запруды ила.
За окном льёт тропический ливень,
Как где-нибудь в болотистой дельте Нила.

В такую погоду иногда заходил
Ко мне человек с чертами рептилии —
Гена по прозвищу Крокодил —
И рассказывал о своём половом бессилии.

На нём нестиранная тельняшка.
В неё сморкаясь, он обвинял в изменах
Женщину по прозвищу Чебурашка —
Прозванную так за сожительство с Геной.

В общем, банальная это история,
Если бы я не узнал случайно,
Что Гена — крипто-рептилоид,
А не лузер с биографией заурядной.

Два, три рассказа из армейского прошлого.
Настойка боярышника на спирту.
Зарабатывал тем он, что на гармошке
Играл у прохожих на виду.

Но те, кто вслушивались в эти мелодии —
На первый взгляд вполне обычные, —
Постепенно превращались в кровавых зомби,
А люди для них становились добычей.

Может быть, гены их мутировали,
И они оказывались за тем порогом,
За которым Гена их ментально насиловал,
Производя на свет мутантов в итоге.

Так мир трансформировался вокруг Крокодила.
Мир грубо менял свою тональность.
Из этой гиперболы тогда же родилась
Эта кошмарная реальность,

В которой Гена воет истошно
Песенки на мотивчик простой.
И неясно вечно спешащим прохожим,
Почему это он весёлый такой.

Они придут и уставятся в стену,
На которой экран пустоту расцветил
Новостями про крокодила Гену
И шоу о Данди по прозвищу Крокодил.

Спадабаўся матэрыял? Прапануем пачытаць:

Пераклад:
Алесь Плотка

добра
што мяне тут ніхто не ведае
пагана
што ўсе хочуць даведацца
хто я

Пераклад:
Алесь Плотка

Хачу па-мацярынску абняць порнаакцёраў.
Хлопцаў.
У іх жа
Такі змучаны выгляд у гэтым кіно.
Трэба іх неяк суцешыць.
Цяжкая ў іх работа.

Пераклад:
Алесь Плотка, Макс Шчур

і скала, і будынак відочныя кірлям
і драбнюткаю сольлю пасыпаны стол
і пад ёй незавершаны шэраг чарнільны
незнаёмых
чужых
неразгаданых
слоў

вірш який стане гімном цілого покоління
який цитуватимуть на холодних зупинках
декламуватимуть дорогою від метро
який кожному нагадає про щось своє
розслабся ні ти ні я його не напишемо