Вдихати i видихати

поэзия, стихи, русский язык

***
Тело мое издает запахи как будто я весь день проработала у станка как будто бы я была вонючим рабочим после тяжелого дня но нет я сижу у окна и мне пахнет мое тело вне зависимости от количества ванных процедур я слышу запах своего тела я обозначаю место в пространстве и во времени своим телом которое издает и притягивает запахи теперь я знаю почему Эйнштейн показывает язык мне

***
вдыхая-выдыхать воздух
выдыхая-вдыхать воздух
и думать и говорить и знать
что выдыхая-вдыхаешь воздух
вдыхая-выдыхаешь воздух
и не думать не знать не говорить
что кто-то где-то там перестает
что кто-то где-то там перестал
что кто-то где-то там перестали
дышать

***

1.

небесні метафори
томаса еліота
осипаються
попелом на лисі голови
читачів бостон івнінг транскрипт
хоча і самі читачі і бостон івнінг
живуть лише в пам'яті
чорних на жовтому чорнил
і ніхто не озирається ніби прощаючись
з ларошфуко
чи з тобою еліоте —
що читаєш зараз
про що пишеш
які молитви тобі приносить весняний вітер

2.

читаю тебе еліоте
ношу з собою —
незнайомим містом
порожніми площами й вулицями —
коли туристи допивають
останній келих
за знайомство
коли завмирає місяць
над високими вежами
коли засинають півні-флюгери
ні до кого так і недокричавшись —
вимовляю твої слова еліоте
і вчуся слухати

***
про що ти думаєш темними весняними вечорами
за кількасот кілометрів від своєї поштової скрині
повної рекламного сміття і політагіток

із ким ти запиваєш свої радощі і печалі
темними весняними вечорами за кількасот кілометрів 
від будди-аллаха-христа які ніколи не подадуть руки 
але іноді можуть натякнути — добре старий
буде тобі золота рибка — 
лише вийди до води — закинь сіті

кого ти згадуєш темними весняними вечорами
за кількасот кілометрів від знайомих вікон
де світять світло заговорюючи злих духів 
і сподіваються
на попутний вітер
лагідне море 
і сорочку в якій народився

***
Теперь-то она научилась различать контекст и понимать важность приветственных фраз. Она говорит:
маме — мам, привет
подруге — это я 
другу — куку 
официальным лицам — добрый день или здравствуйте
бомжу, что живет неподалеку — вот вам на булочку-бутылочку
дворнику — ничего не говорит
знакомому-“антифашисту” — Женя, иди нахуй

И все идет своим чередом: 
распускается и цветет абрикос, отцветают вишни, девочки и мальчики гуляют парками, держась за руки, птички щебечут, солнышко светит, мамы и папы с колясками, детки в панамках. И зной, и пыль, и комары. Лето красное! Хочется на море или к водоему, из жаркого города — прочь.

Из жаркого города — прочь, на своих двоих. Вчера Нине снарядом оторвало ногу. Ничего — говорит, ее муж Коля, выживем, и этим 
летом.

Невмирущий

1.

а потім згадувати образ твій - 
склеювати з різних спогадів
це твої рухи
так ти горбиш спину
це твої очі
це ти посміхаєшся
або так
слово
вікно
метелик
вино
вулиця
ніч
подих
дзеркало
гребінець
кава
очі
і ніколи не наблизитися хоч на мить
і ніколи не згадати голосу
ти спиш?

2.

риба проковтнула сонце
і стала схожою на апельсиновий м'ячик
який знайшла качка
і висиділа яйце
в якому була голка
яка впала на землю
і народилося дерево
на якому висіла скриня
в якій сидів заєць

***

Так місто, певно, дихає вночі —
як я пишу
тобі.
Дорогами неходжених доріг.
І навіть не питаю, чи зберіг
У скрині спогадів непевний рух душі.
Так вперше в море ходять кораблі,
Віднесені вітрилом від землі.
І вірять в рибу, сіль морську
і мудру сіль людську.

Так я пишу тобі й
ретельно добираю знаки,
аби не помилитися.
Хоча яка різниця —
акценти розставляємо не ми.
І наголос блукає диким звіром
аж поки не прокинеться в пітьмі
не Іродом,
а вівчарем.
Мовчи.

Ніч обережно гасить голоси
і притупляє спогади в мені.
Так лезо притупляється ножа — 
коли іржа.

***
так быстро остывает след 
листа 
он голову сломя 
стремится 
к равновесию 
и памяти плита
и крик голодной птицы
и сны о смерти
когда ходит смерть 
молчи ее как можешь 

не смолчать
и падать
падать
до отчетной точки

Из цикла «Маша и медведи»

1.

мужчина средних лет
внятной наружности
сидит возле нее и гладит ее по спине
он говорит
я пишу стихотворение на твоей спине
когда будешь большой –
вспомни об этом
время – где ты?
есть ли ты - время?
восклицает этот мужчина
и кажется себе сюрреалистом
она кажется ему женщиной с любовью
у нее длинные пальцы
она говорит
что иллюзии разъезжают в трамвае
что атмосферу накалять не нужно
что пластика тела есть пластика души
она не знает где были лагеря украинских беженцев в ЧР
но она что-то слышала о призраках свободы и о дневном сне
мужчина – зверь - думает она
женщина – робинзон крузо
так проходит их вынужденная встреча с целью получения скромной подписи в индексе для своевременного окончания экзаменационного периода 
ибо все должно быть вовремя

2.

- Маша, можно задать вам личный вопрос? - спрашивает этот мужчина.
- Да, - отвечает Маша.
- Маша, скажите, у вас есть...?
- Что? - вопрошает Маша.
- Фото вашего клитора.
- А, клитора, к сожалению, нет, - удивленно отвечает Маша. Но ведь физиология у всех женщин одинаковая.
- Нет, ну что вы, Маша, - у всех разная. Вот у вас — он снаружи или спрятан? - спрашивает этот мужчина.
- Спрятан, — отвечает не краснея Маша.
- А! - восклицает этот мужчина.
Пауза.
- Маша, скажите, вот вы думаете о жизни?
- Думаю, - отвечает Маша.
- И что же? - спрашивает этот мужчина.
- Думаю, жизнь — это то, что мы проживаем, - отвечает Маша.
- Нет, жизнь — чистая фикция, - говорит этот мужчина.
Маша хочет что-то возразить, но вдруг понимает, 
что имеет дело с настоящим! сюрреалистом.
Маша снимает с головы парик, кладет ему в суп
и уходит.

Мовчання і горлач

Тілестність має час і простір.

Хоча не думає про це буденна жінка,
торкаючись як завше горлача,
щоб принести води.

Бо тиша і вода,
стирають лінії на тілі горлача,
що свого часу нанесла рука
творця.
Хоча не думає про це буденна жінка,
торкаючись як завше горлача,
щоб випити води.

Бо час і простір — то її рука.

***
зірки розсипані небом мов родимки на тілі
довгий караван сунеться чумацьким шляхом
до чумацького шляху
день-ніч
ніч-день

хтось втомлюється і раптово
перетворюється на пустельну квітку
або руде каміння або сонячного зайчика 
у кого що на руці виведено
червоним по білому
ніч-день
день-ніч

народжуються молочні зірки
як діти які змалку знають
як приборкати вітер
день-ніч
ніч-день

жовте листя вкриває шлях
який замітає біла курделиця
нараз усе підкорюється вічній воді
і вічному сонцю
іноді лунають поодинокі голоси
куди ми? навіщо?
ніч-день
день-ніч

кам’яні ідоли дивляться вдалечінь
і в їхніх очах бачаться зелені ріки
які втамовують жагу
і почорнілі гори
що тримають небо
і чумацький шлях
що веде до
чумацького шляху

Как я отношусь к фонарю

я как-то отношусь к фонарю
с 9 этажа фонарь мне кажется
фонарем
нас разделяют и соединяют одновременно
несколько метров
у меня нет к нему ни любви ни ненависти ни злости —
я безразлична к нему
я знаю что фонарь — это не велосипед не цветок
не дом не река не рука и еще множественное не
скорее это столб и свет
(так бы сказал ребенок)
моя подруга Таня
относится к моему фонарю вне сознательно
она просто не знает о нем
никогда не видела
не слышала
и никому не скажет
у нее есть свой фонарь
к которому она тоже как-то относится
я знаю что ее фонарь — напротив ее окон
или ее окна напротив фонаря
или окна ее напротив фонаря ее
звучит даже пророчески
можно сказать что фонарь (мой и ее)
это иллюзия близости
внутренней
несмотря на километры
между нашими фонарями
пусть разными но чем-то схожими
даже очень если хотите
как столб и свет
тело и голова
стебель и цветок
ствол и крона
все по подобию божьему
и если нас с ней объединяет фонарь
то и других
не похожих
но внутренне близких
тоже может объединять сама идея фонаря
ведь человек ищет человека
теперь при встрече можно спрашивать
как ты относишься к фонарю
если никак значит можно смело выставлять фонарь
мол забирай его изучай-относись а потом приходи
и от одной только этой мысли
хочется горячего чаю
и чтобы снег за окном
и ночь
и фонарь

***
Великий майстер
гончарного мистецтва,
Певно, відчуває Бога
у ту мить, коли ліпить
глечики й кухлі, яндоли-куманці,
тарілочки й чашки
на гончарному крузі.
Але різниця в тому,
що, коли трапляється тверда глина
або підводить рука,
він бере інший шматок
і починає спочатку.
Без сліз, без жалю, без панахид.
Лише з деяким відчуттям
власної недосконалості,
і якоюсь впевненістю,
що на все у світі є воля Божа.

Спадабаўся матэрыял? Прапануем пачытаць:

Я ў неба гляджу і помню
кожны кратэр на твары даўно заржавелай поўні,
што ўсплывала з нутра самаробнага тэлескопа.

Пераклад:
Макс Шчур

Пуза мясісты помнік што чакае
свайго адкрыцьця за півам калі
зь яго сарвуць кароткую заслону саколкі

Не завыеш,
Не заплачаш,
Не ўратуеш,
Не прап’еш,
Фарш зямлі мы,
Не іначай.
Фарш зямлі.
Маўчы і еш.

вірш який стане гімном цілого покоління
який цитуватимуть на холодних зупинках
декламуватимуть дорогою від метро
який кожному нагадає про щось своє
розслабся ні ти ні я його не напишемо